Описание фундаментальной научной задачи, на решение которой направлено
исследование.
Расширение глобальных рынков и быстрое появление новых современных технологических решений предоставляют пул возможностей по развитию арктического региона в целом и акватории Баренцева моря, в частности. Инженерная сторона такого развития часто связана с обустройством крупных промышленных объектов на морском дне, плавучих комплексов по добыче, хранению и отгрузке углеводородного сырья, морских судов и кораблей. Весь спектр морских инженерных конструкций, в ходе строительства и эксплуатации в арктических условиях, подвергается интенсивному процессу образования льда. Нарастание льда на инженерных конструкциях представляет угрозу безопасной эксплуатации как объектов в открытом море, так и наземных комплексов и сооружений. Хотя проблема ледообразования наиболее характерна для арктических и антарктических широт, сооружения и конструкции, расположенные в более низких широтах, также подвергаются образованию и накоплению льда, когда температурные показатели переходят к низким значениям.
Процесс ледообразования в морских условиях в основном связан с наличием в воздухе и выпадением на поверхность конструкций капель морской воды из водяного спрея, создаваемого морскими волнами. Различают два механизма образования спрея: (1) взаимодействие воздушных масс с перекатывающейся массой воды приводит к захвату водой воздушных пузырей, далее следует подъем пузырей из толщи волны на ее поверхность, схлопывание пузырей с выбросом микрометровых капель в приповерхностную зону волны, образование и снос вспененных шапок с верхней части волны за счет ветрового воздействия, что приводит к образованию водяного спрея (Рис. 1); (2) соударение волны с естественными или искусственными элементами береговой инфраструктуры, а также с инженерными конструкциями, находящимися в море, приводит к образованию водяного спрея за счет ударного воздействия и выброса в приповерхностную зону морской толщи большого количества микро- и макро капель морской воды. Первый вид спрея способствует постоянному непрерывному образованию существенного количества микро-капель, взвешенных в воздухе, но слабо участвует в процессе накопления льда на поверхности инфраструктурных объектов. Второй вид спрея генерируется не непрерывно, а соразмерно временным характеристикам движения волн, однако основной прирост льдистой массы обеспечивается именно вторым видом водяного спрея – временами этот процесс достигает критических значений (Рис. 2).
В регионах с низкими температурными показателями, капли воды в составе морского спрея часто находятся в переохлажденном состоянии, что, при соударении летящих капель с холодной твердой поверхностью, приводит к исключительно быстрому формированию крупных льдистых образований. Крупные образования льда на поверхности инженерных конструкций вызывает перераспределение напряжений и нарушение механических характеристик конструкции за счет локального воздействия расширяющейся при смене агрегатного состояния воды и глобального перераспределения масс в объеме объекта, что приводит к нарушению стабильности стационарной или движущейся конструкции. Помимо механического воздействия на структуру инженерных объектов, образование льда приводит к появлению скользких зон на палубах и открытых участках, обледенению, а, следовательно, снижению доступности, критически важных объектов, закрепленных на внешней поверхности кораблей и платформ, таких как лебедки, краны, антенны, шлюпки, элементы перевозимого груза, оборудование пожаротушения и спасения экипажа (Рис.3).
Образование льда на поверхности инженерных объектов возможно частично купировать применением специальных технических средств, но более оптимальным представляется правильный учет ледообразования и распределения льдистых масс на поверхности конкретной проектируемой конструкции, как в стационарном положении, так и в динамике (например, на плывущем судне). Для корректного решения задачи ледообразования в научной и индустриальной среде крайне востребованы качественные предиктивные расчетные модели, позволяющие построить прогноз образования и распределения льда, в зависимости от погодных условий и типа взаимодействия инженерного объекта с окружающей средой.
Ранее, научными коллективами были предприняты попытки исследовать и учесть в численных моделях процессы выпадения водяного спрея на поверхность искусственных объектов и образования льда на таких объектах, однако, недостаточно внимания было уделено точным характеристикам и правильным алгоритмическим решениям по моделированию морского спрея, несмотря на его гигантский вклад в процесс ледообразования. Такой недостаток внимания к данному процессу частично объясняется отсутствием экспериментальных данных о поведении морского спрея в реалистичных, особенно в арктических, морских условиях, а также отсутствием до недавнего времени численных алгоритмов, позволяющих проводить моделирование большого количества микрометровых объектов, таких как летящие водяные капли, в моделях, использующих вычислительные сетки с метровыми размерами. Указанные факторы предопределили отсутствие на текущий момент успешных математических или численных моделей, позволяющих с высокой степенью достоверности предсказать формирование льда на поверхности искусственных сооружений (модельный прогноз часто отличается от экспериментальных наблюдений на порядки).
Основная цель данного проекта заключается в разработке предиктивной расчетной модели, позволяющей рассчитать процесс образования льда на стационарных и движущихся объектах в арктических условиях. Данная цель реализуется российским и норвежским научными коллективами в рамках скоординированного выполнения научных исследований в области численного моделирования на основе новых многомасштабных алгоритмов и экспериментальных исследований физических процессов, приводящих к образованию льда, в реалистичных условиях, типичных для арктического региона.